Учимся ассоциативному мышлению

Хорошо живется маленьким деткам. Минимум забот – мама с папой все делают. Только спи и кушай, развивайся и познавай окружающий мир. Игры занимают в этом процессе неоспоримую роль. Они изучают социальные модели поведения, примеряя на себя различные роли (девочки играют в «дочки-матери», мальчики в «войнушку» и т.п.), развивают ловкость и мелкую моторику, изучают цвета, буквы цифры и многое другое.

Немалое значение в процессе развития ребенка играет ассоциативное мышление. Это крайне важная составляющая разума человека. Благодаря ему он может производить обобщение и абстрагирование, что является одними из ключевых процессов в обработке мозгом информации. Кроме того, способность мыслить ассоциациями помогает человеку обобщать, выделяя общие признаки, не производя логического анализа, а также решать творческие задачи. Также оно необходимо для развития памяти у ребенка.

Развивать способность мыслить ассоциациями можно многими способами. В этом вам могут помочь уроки музыки и другие виды творчества. Больше общайтесь с малышом, описывайте ему как можно подробней предметы, которые он видит, чтобы он запоминал форму и цвет, запах и вкус, а так же «считывал» тактильную информацию. Еще одним способом для развития ассоциативного мышления будут детские настольные игры.

В 2008 году Жан Луи Рубира представил миру необычную игру «Диксит». Она практически сразу завоевала весь мир. «Обвинить» в этом можно и французскую художницу Мари Кардо, разработавшую великолепные иллюстрации на карточках, так и саму идею игры. Тут нужно привлечь всю свою фантазию и смекалку для подбора наиболее точной и красивой ассоциации, причем можно использовать не только отдельные слова и определения, но и целые строчки из песен, стихов, а также описания ощущений, цветов и вкуса. Так что настольная игра Диксит увлечет всю семью не на один вечер.

У американцев есть еще одна очень интересная ассоциативная игра “Apples to Apples” («Яблоки к яблокам»). К сожалению, ее еще не перевели на русский язык и не адаптировали к нашим реалиям, но со временем это должно произойти. Там есть два вида карточек – красные и зеленые. На одних написаны определения (как правило, прилагательные), на других – имена нарицательные или собственные. Игрокам раздаются карточки с определениями, ведущий выбирает из колоды карточку с существительным (или именем/ названием), а остальные должны подобрать к нему  прилагательное из имеющихся у них на руках. Затем ведущий выбирает самое удачное на его взгляд, и его автору присуждается одно очко. А выигрывает тот, кто первым наберет пять. Это один из вариантов игры, самый распространенный, также существуют и другие.

Игровые техники для развития каких-либо навыков являются одними из самых эффективных, особенно для детей. Они не замечают процесса обучения, он их увлекает и захватывает. Так что лучше лишний раз проведите вечер, играя с ребенком, как раз получится совмещение приятного с полезным.